Разработка специальных разделов проектной документации |
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС):
Необходимая часть проектной документации для всех строящихся объектов и объектов, подвергающихся любому виду реконструкции. Обязательность его разработки закреплена нормативно-правовыми документами РФ, в частности Постановлением Правительства РФ от16.02.2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и СП 11-101-95.
Раздел ПМ ООС включает в себя результаты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и перечень конкретных мероприятий (ПМООС), призванных предотвратить негативное воздействие проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения.
Согласование раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» происходит в составе проектной документации в целом, в органах государственной или негосударственной экспертизы. В результате рассмотрения проектной документации экспертная организация выдаёт заключение на весь проект.
- Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС):
Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) разрабатывается на стадии обоснований инвестиций в строительство и основывается на материалах инженерно-экологических изысканий.
Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) способствует принятию экологически-ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и их социально-экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по предотвращению и уменьшению неблагоприятных воздействий.
«Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) представляет собой процедуру, включающую определение возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и их социально-экологических последствий, разработку мер по предотвращению или уменьшению неблагоприятных воздействий.
- Проекты рекультивации нарушенных земель / Проекты восстановления нарушенных земель:
Проект рекультивации нарушенных земель – документ, обосновывающий необходимость и достаточность комплекса инженерных и санитарно-гигиенических мероприятий, предусматривающих улучшение, восстановление свойств грунтов на территории в целях исключения физического и химического негативного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивация направлена на восстановление сельскохозяйственного, лесохозяйственного, водохозяйственного, строительного, рекреационного, природоохранного и санитарно-оздоровительного потенциала нарушенных земель.
Экологическое обоснование возможности размещения промышленных объектов |
Разработка нормативной экологической документации для предприятий |
- Проекты Предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух (инвентаризация источников выбросов):
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. (Ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ)
Под предельно допустимым выбросом (ПДВ) понимается такой норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. (ФЗ от 04.05.1999″№3-ФЗ «Об охране атмосферного вохдуха» с изменениями на 31.12.2005 г.)
В соответствиями с требованиями природоохранного законодательства РФ каждый субъект хозяйственной деятельности, имеющий стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязан иметь согласованный проект ПДВ, который регулирует соблюдение нормативов качества окружающей среды.
- Проекты нормативов допустимых сбросов (НДС) химических веществ и микроорганизмов в водный объект (централизованные сети) / Расчет водохозяйственного баланса предприятия:
НДС — это нормативы, которые устанавливаются для субъектов хозяйствования по показателям массы химических веществ, различных микроорганизмов и веществ, которые предельно допустимы для попадания в водные объекты от стационарных, передвижных и других источников, с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются качественные нормативы окружающей среды.
Составление данных проектов необходимо при выпуске сточных вод и возвратных (организованно возвращенных из производственного звена при помощи технических средств и специальных сооружений, или же, отведенных от источника заражений в непосредственной близости и с уклоном к водоему). Также данные проекты необходимо выполнять, если предприятие ведет хозяйственную деятельность, которая может оказать вред состоянию поверхностных и подземных вод. Нормативы по предельно допустимым сбросам составляются на каждое отдельное вещество и в каждом выпуске воды. Кроме того, составляется проект и в целом для предприятия.
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) / Паспорта опасных отходов
Проектная документация, обосновывающая нормативы образования и устанавливающая лимиты размещения отходов для предприятий и организаций.
По действующему законодательству РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов (ПНООЛР) и утвердить лимит на их размещения. Под термином «осуществляющий деятельность в области обращения с отходами» подразумеваются все юридические и физические лица, которые образуют, используют, получают, размещают отходы производства и потребления при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатываются во исполнение:
- Закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ — 1998 г.)
- Закона Российской Федерации » Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. (статей 5, 14, 22, 41, 51);
- Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
- «Временных правил охраны окружающей Среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» от 1994 года Минприроды с целью утверждения «Лимитов размещения отходов» и получения «Разрешения на размещение отходов» в соответствии с требованиями РФ.
Паспорт опасного отхода – документ, содержащий информацию о классе опасности и основные физико-химические характеристики отхода.
Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности и оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 г., регистрационный N 4128).
- Подача отчетности для малого и среднего предпринимательства (Отчет СМиСП) осуществляется согласно Приказу Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)»
- Расчет платы за негативное воздействие предприятий
Расчет за негативное воздействие на окружающую среду или Экологические платежи (Экоплатежи) – расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Экоплатежи относятся к обязательным платежам и имеют налоговый характер. Плательщиками данной платы являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности на территории РФ.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды»:
- Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
- К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
– загрязнение недр, почв;
– размещение отходов производства и потребления;
– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
- Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.Расчет за негативное воздействие на окружающую среду или Экологические платежи (Экоплатежи) – расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.Экоплатежи относятся к обязательным платежам и имеют налоговый характер. Плательщиками данной платы являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности на территории РФ.Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды»:
- Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
- К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
– загрязнение недр, почв;
– размещение отходов производства и потребления;
– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
- Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Разработка проектных материалов в рамках исполнения требований санитарного законодательства для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
- Разработка проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водоводов:
Главная цель разработки проекта ЗСО — защита источников водоснабжения и водопроводных сооружений от различных загрязнений. Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено создание таких зон. По действующему законодательству для эксплуатации водного источника необходима разработка проекта ЗСО.
Разработка проекта ЗСО происходит на основании следующей нормативно-правовой документации:
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Постановление Правительства Российской Федерации N 554 от 24.07.2000 г. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
- СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
Согласно, СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников
В проект ЗСО входит расчёт зон санитарной охраны, а также гидрогеологическое и санитарно-эпидемиологическое описание территории, на которой расположена скважина или водозаборный узел.
- Разработка и согласование проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) и зон с особыми условиями использования территорий:
- Разработка проектов расчетных СЗЗ.
- Проведение гигиенических исследований «Оценка риска для здоровья населения, при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух».
- Разработка, организация и контроль за выполнением программ наблюдений за уровнями химического и физического воздействия на атмосферный воздух с целью Установления СЗЗ.
- Формирование проектных материалов для Установления СЗЗ с последующим сопровождением согласований до момента получения Постановления главного санитарного врача РФ об Установлении СЗЗ и регистрации его в Минюсте.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого производственного объекта.
Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) разрабатывается для размещения, проектирования, строительства и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и
Регламентируется разработка проекта СЗЗ следующими нормативно-правовыми актами:
— Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12),
— Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
— Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 16),
— Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (ст. 88),
— СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
— отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.